

Расписание![]() расписание занятий для студентов и преподавателей Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения общественная
|
Новости все 24 июля, 2025 20 июля свой красивый 75-летний юбилей отмечает руководитель Центра междисциплинарных исследований «Антропология детства», профессор кафедры психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), кандидат педагогических наук, доктор философских наук Татьяна Дмитриевна СкудноваЕё профессиональная деятельность неразрывно связана с системой образования и постоянным саморазвитием. Пройдя все ступени от лаборанта до профессора кафедры, Татьяна Дмитриевна продолжает готовить специалистов психолого-педагогического образования. Непрерывная педагогическая деятельность в ТГПИ, гимназии №2 им. А.П. Чехова, в ТРТИ, областном педагогическом лицее и снова возвращение в родной вуз уже Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) на факультет психологии и социальной педагогики, где она служит уже 30 лет, всегда сочеталась с административной, научно-исследовательской работой и постоянным самосовершенствованием. Т.Д. Скуднова, считает, что будущее за трансдисциплинарной наукой. По первому образованию педагог-филолог, окончила факультет иностранных языков ТГПИ. Затем получила психологическое образование в аспирантуре факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в Москве и защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии. Защита докторской диссертации по социальной философии стала методологической базой всех дальнейших научных исследований, монографий и публикаций по проблеме антропологизации психолого-педагогического образования. В настоящее время читает студентам-бакалаврам и магистрантам курсы «Психология человека», «История и методология психологии», «Профессиональная этика», «Психолого-педагогическая антропология» с позиций междисциплинарного синтеза, опираясь на человекоцентрированный подход как приоритетное направление трансформации российского образования. Её первые научные труды были посвящены гуманистическим традициям мировой социальной педагогики: «Человековедение», «50 имен из истории социальной педагогики», «Педагогическая антропология» и др. В 2007 г. в рамках Российского государственного научного фонда был получен грант за проект «Антропологизация образования и профессиональной подготовки педагогов». Из более чем 200 научных публикаций хотелось бы выделить монографии, посвященные юбилейным датам выдающихся философов, педагогов и психологов (И. Кант, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Являясь научным руководителем Центра междисциплинарных исследований «Антропология детства», совместно с коллегами ежегодно организует и проводит международные форумы «Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований» и традиционные методологические семинары по проблеме трансформации образования. В результате такой работы были опубликованы монографии и учебные пособия «Трансформация педагогического образования: методология, теория, практика» в Германии (LAP LAMBERT), «Психолого-педагогическая антропология» в России (DirectMEDIA), «Профессиональная этика педагога», «Становление профессиональной субъектности в психолого-педагогическом образовании», коллективная монография «Проблемы духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей и молодежи» посвящена 80-летию Великой победы, 70-летию Таганрогского института имени А.П. Чехова и 40-летию факультета психологии и социальной педагогики. Как педагог-наставник с 50-летним стажем непрерывной педагогической деятельности, Татьяна Дмитриевна очень гордится своими учениками и коллегами, которые достигли в своей жизни и профессии больших высот и результатов. Среди них Л.И. Кобышева, Г.А. Краснощекова, Н.В. Топилина, А.В. Макаров, А.А. Илларионов, С.Э. Бартенева, И.Д. Личман, М.Н. Пашкова, И.Б. Серикова, В.В. Сидельник и др. Наставничество – это духовная навигация, помощь в жизненном и профессиональном самоопределении и становлении. Секретов нет, важно эмпатическое понимание, уважение, своим личным примером вдохновлять и мотивировать своих учеников на постоянный профессиональный рост и саморазвитие, принимать, поддерживать стремление к самореализации своего творческого потенциала в поиске жизненного предназначения и призвания. А.Г. Асмолов в книге «Психология достоинства» подчеркивает, что культура достоинства = это мир, в котором люди поддерживают друг друга, а не оказываются только людьми, ослепленными идеями утилитарности, выгоды и конкуренции. Доверие, эмпатия, принятие и понимание – это и есть антропология отношений. В своих исследованиях проф. Т.Д. Скуднова обращается к проблемам современной психологии через изучение работ классиков. У психолога В.Д. Шадрикова есть книга «Внутренний мир человека: возвращение души». Пора вернуть в психологию ее первоначальный предмет – душу, понимаемый как внутренний мир человека, наполненный переживаниями, смыслами, целями, ценностями, эмпатией, т.е. человечностью. Вместе с развитием психологии теряется из виду ее главный предмет — сам человек как творец с его переживаниями, смыслами; живой человек — единственный настоящий предмет психологии. Проблема предмета психологии в наше время является центральной методологической проблемой. Внутренний мир личности конституирует дисциплину «Психология человека», обеспечивающую переход из области значений в область смыслов. Накануне юбилея Татьяна Дмитриевна вспоминает о встречах со знаковыми людьми, предопределившими поворот в её судьбе, насыщенность новыми смыслами, задачами развития. Проблема убеждений и формирования мировоззрения личности была темой её кандидатской диссертации еще в годы обучения в аспирантуре МГУ на факультете психологии. Такими знаковыми личностями для Татьяны Дмитриевны были известные психологи: Н.Ф. Талызина, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Г.Е. Залесский, Б.В. Зейгарник, В.А. Зосимовский, Т.Н. Менчинская и др. Они распространяли вокруг себя энергию влияния, которая формирует мировоззрение из поколения в поколение. Этот «волновой эффект» относится к тому, чтобы оставить что-то из нашего жизненного опыта, какие-то особенности, крупицы мудрости, опыта, которые переходят ученикам. Эти волны сильного человеческого влияния их личностей остаются на всю жизнь. Сохранение традиций университетского образования – важнейшая задача всего профессионального сообщества. В «Самозавещании» А.Н. Леонтьев писал «Беда нашего образования в обнищании души при обогащении информацией», что и произошло в ХХI веке, исчез ценностный смысл Просвещения. Антропологический Ренессанс в наши дни заключается в приоритете проблем детства, семьи, школы, саморазвития и самообразования. Ценностно-смысловая человекосообразная парадигма образования ставит задачу формирования нового мышления, где человек есть «мера всех вещей», что согласуется с категорическим императивом И. Канта: человек не может служить средством, но исключительно целью. Смена парадигмы, изменение подхода и отношения к человеку выступает основой модернизации педагогического образования как социокультурной трансформации. Речь идёт о духовно-нравственном возрождении в университете, о приоритете воспитания. Сегодня самым интегральным подходом к образованию является антропологический подход. Это согласуется с точкой зрения классика К.Д. Ушинского и нашего современника А.Г. Асмолова, что на смену педагогических институтов должны прийти антропологические университеты, построенные на гуманистических традициях культуры и духовности, нацеленные на развитие самосознания и субъектности, на формирование культуры ответственной субъектности. Миссия университета и дело Просвещения – научить человека обращаться с этим сокровищем – развитым самосознанием. Ценностный смысл Просвещения исчерпывающе раскрыл лучший из философов И. Кант: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Воспитание и просвещение даёт цель самосовершенствования, иначе оно лишено будущего. Важнейшим событием для юбиляра стало открытие Центра междисциплинарных исследований «Антропология детства», являющегося эволюционной футурологией, выстраданной всей жизнью, «большой идеей», реализованной по инициативе директора института А.Ю. Голобородько. Для Татьяны Дмитриевны призвание, служение, любовь, образ жизни и стиль мышления – культура жизнеутверждающегося оптимизма. Профессиональное выгорание – это не про неё. Самообразование приобщает к общечеловеческим ценностям: добру, любви, красоте, вере. Цели и смыслы определяют движение личности вперед, придают силу, порождают продуктивные формы активности. Её семья, внуки, научная творческая деятельность, поддержка администрации, замечательный коллектив единомышленников кафедры психологии, педагогики, психолого-педагогического образования и медиакоммуникации и других дружественных кафедр института – главные источники сил и энергии. Давая совет начинающим молодым специалистам, выбирающим карьеру психолога, Татьяна Дмитриевна считает, что психологи должны уйти от акцента на личностных характеристиках в сторону динамики отношений с миром. Важно усиление внимания к «жизненной» проблематике, соединение разных направлений работы ряда отечественных психологов в новой складывающейся области, которая может быть обозначена как психология человека. Перефразируя известное высказывание В. Франкла, она часто говорит студентам, что у каждого времени свои проблемы и каждому времени нужна своя психотерапия. Психолог – это мастер понимания мотивов человеческих отношений. Миссия и предназначение психолога- фасилитатора – помочь человеку найти смыслы и перспективы своей жизни, обнаружить и реализовать свои внутренние потенциалы и креативные способности, найти своё предназначение и призвание, оказать содействие в строительстве человеком самого себя по его собственному замыслу, оформлению его внутреннего мира путём понимания, истолкования, экзистенциального общения с ним. Пусть ваша профессиональная деятельность будет призванием и наполняет вас огромной духовной энергией для творческих свершений! В 20 лет каждый имеет лицо, дарованное Богом. В 40 лет – лицо, которое дала жизнь. В 60 лет – которое мы заслуживаем. Постарайтесь лицо не терять! Кто озаряет путь другим, сам не останется без света! |
Электронная информационно-образовательная среда Мы в социальных сетях:
|
|