Расписание расписание занятий для студентов и преподавателей Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения общественная
|
Новости все 26 июля, 2011 Археологические исследования исторического факультета в 2011 году В июле текущего года состоялась очередная археологическая практика студентов первого курса дневного отделения исторического факультета ТГПИ имени А. П. Чехова, обучающихся по специальности «История с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»». Проводились археологические раскопки на северо-западной окраине г. Таганрога, в районе дачного товарищества «Скиф». Исследовались курганы древнего могильника, оказавшегося в зоне дачной застройки и тем самым попавшего под угрозу техногенного разрушения. Руководила исследованиями лаборатория археологии и палеонтологии, существующая на историческом факультете. Раскопки сезона 2011 года продолжали исследования, начатые в 2010 году, когда было исследовано интересное воинское погребение мужчины-скифа, датируемое в пределах IV-III вв. до н. э. В этом году раскапывались два кургана данного могильника, в том числе тот, в котором было прослежено скифское воинское погребение. Выяснилось, что в основании кургана, на вершине которого было совершено погребение скифа, находилось погребение человека, совершенное в позднем бронзовом веке (около 1500-1400 лет до н.э.). Взрослый и, вероятно, пожилой человек европеоидного расового типа был погребен в скорченном положении, лежа на левом боку, в позе спящего. Могильная яма имела деревянное перекрытие в верхней части, умершего положили в овальной формы яму на какую-то ткань, возможно на шерстяную циновку-подстилку. В заполнении ямы прослеживался цветочный тлен, что свидетельствует о возложении венков из полевых цветов и трав в момент совершения погребального ритуала родственниками и близкими покойного. Ориентировка умершего головой на запад, на заходящее солнце, также могла иметь ритуально-магическое значение. У многих народов Древнего мира запад ассоциировался с местом, куда уходят души людей после смерти (например, в это верили древние греки и древние египтяне). В могиле, напротив рук покойника, была обнаружена сильно истлевшая деревянная чашечка или стопочка, окованная бронзовой проволокой. Возможно, что это следы первобытного религиозно-магического обряда снабжения умершего заупокойной пищей, которая могла бы ему пригодиться в загробном мире. Скорченная поза погребенного может свидетельствовать о наличии у людей того времени реинкарнационных религиозных представлений, веры в переселение души из тела в тело. Поверх могилы, в земляной насыпи кургана, удалось проследить остатки погребальных тризн (то есть поминок), связанных с данным захоронением. Это прослойки пепла и золы, а также находящиеся на них кости домашних животных (коза, овца, корова). Причем, эти поминальные пиры происходили неоднократно, сопровождаясь досыпками земли на курган, в результате чего он постепенно приобрел большие размеры (около 2,5 м в высоту, в диаметре примерно 40-45 метров). Таким образом, было выяснено окончательно, что прошлогоднее скифское захоронение было впущено в курган, созданный не самими скифами, а более древним населением, жившим в Приазовье и на территории Таганрога как минимум за тысячу лет до появления здесь скифов-кочевников из среднеазиатских степей. В сильно распаханной насыпи второго кургана, расположенного неподалеку от первого, было прослежено два погребения. Одно из них относилось, по всей вероятности, к скифскому времени (ранний железный век-античность). Установить его более точную датировку, к сожалению, невозможно, поскольку погребение было ограблено еще в древности. Сохранились разрозненные кости скелета взрослого человека, скорее всего мужчины средних лет (25-30). Судя по прослеженным краям могильной ямы, этот погребенный был высокого роста и имел богатый вещевой инвентарь (общая длина могилы равна 2,2 метра). Могила изначально имела перекрытие из крупных камней ракушечника, полностью разрушенное при ограблении. В заполнении грабительской ямы камни залегали вперемешку с землей и костями погребенного, очевидно грабители просто сбросили их в разоренное погребение. Более древним оказалось второе погребение, расположенное рядом с первым, но, к счастью, оказавшееся неразграбленным. Удалось проследить полный скелет человека европеоидного расового типа (вероятно, женщины молодого возраста (20-25 лет)). Поза умершего скорченная, лежа на правом боку, ориентировка головой на восток-северо-восток. У головы обнаружен глиняный горшок без орнамента со слабо выраженным плоским дном. Рядом с ним находилась т.н. «жаровня», то есть плошка, сделанная из стенки кухонного горшка и имеющая следы горения на внутренней стороне глиняного черепка. Возможно, что «жаровня» выполняла функцию светильника при совершении погребальной церемонии, которая могла происходить в ночное время. И горшок, и «жаровня» были изготовлены ручным способом, без применения гончарного круга, который в бронзовом веке в Приазовье еще не был известен местному населению. В районе височных костей черепа и у нижней челюсти прослежены остатки миниатюрных бронзовых украшений, возможно сережек или пронизки. Колени, стопы и голова умершего были пересыпаны охрой, природной минеральной краской красно-бурого цвета. Эта деталь погребального обряда позволяет предварительно датировать данное захоронение ранним этапом бронзового века (в пределах III тысячелетия до н.э.). На сегодняшний день это погребение является самым древним захоронением человека, обнаруженным на территории г. Таганрога. Таким образом, результаты проведенных археологических исследований студентов и преподавателей исторического факультета ТГПИ имени А. П. Чехова позволяют говорить с уверенностью о том, что на земле Таганрога люди жили не только последние три века, но и в гораздо более древние времена. В следующем году раскопки данных курганов планируется продолжить и расширить масштабы их проведения. |
Электронная информационно-образовательная среда
Мы в социальных сетях:
|
|
|