Таганрогский институт имени А.П. Чехова


    Расписание

расписание занятий для студентов и преподавателей
Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения

общественная
приемная

 

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

Руководитель научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность»
Александр Викторович Фёдоров
Дата рождения
4 ноября 1954
Гражданство
РОССИЯ
Ученая степень, год присуждения
Доктор педагогических наук (1993)
Ученое звание, год присуждения
Профессор (1994)

Окончил Таганрогскую школу № 10 (1972), Таганрогский радиотехнический институт (1977), киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1983), аспирантуру (1986) и докторантуру (1993) Института художественного образования Российской академии образования. Доктор педагогических наук (1993), профессор (1994).

С 1987 года - заведующий кафедрой социокультурного развития личности ТГПИ.

С 2005 года по май 2014 года - проректор Таганрогского государственного педагогического института им. А. П. Чехова по научной работе. C июня 2014 года по апрель 2018 - заместитель директора по научной работе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета).

С мая 2018 - профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета). Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2003 по сентябрь 2014), почетный Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2014), главный редактор журнала «Медиаобразование» с 2005). Член Союза кинематографистов России (с 1984), Национальной Академии кинематографических искусств и наук России (с 2002), ФИПРЕССИ.

Награды и премии за научную деятельность, членство в ведущих научных сообществах, участие в редколлегиях ведущих рецензируемых научных изданий

Лауреат премии Союза кинематографистов по кинокритике и киноведению (1983), премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2001), премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2016), диплома Гильдии киноведов и кинокритиков России (2014) и премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007), Лауреат международного конкурса медиаисследований Национальной ассоциации исследователей масс-медиа (НАММИ) ("НАММИ-2018") (2018), победитель всероссийского конкурса "Золотые имена высшей школы" 2018 в номинации "За вклад в науку и высшее образование", лауреат Международной Невской премии в области массовых коммуникаций и журналистики 2019 года.

Дипломы всероссийского конкурса публикаций в области кино и медиа Гильдии киноведов и кинокритиков РФ - по разделу монографии (2002, 2016). Диплом за 1-е место во всероссийских конкурсах «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (2011 и 2012 годы), диплом лауреата всероссийского конкурса научных изданий историко-педагогического профиля (2007).

Член Международной ассоциации исследователей в области медиа и медиаобразования, член Союза кинематографистов РФ, член ФИПРЕССИ, член редколлегии журналов «AlmaMater – Вестник высшей школы» (Москва, входит в список ВАК), Acta Didactica(Румыния), Media Literacy and Academic Research (Словакия), «Исследователь» (Казахстан).

Эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ по проектам Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (http://www.ac.gov.ru), эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы Министерства образования и науки России (http://reestr.extech.ru/experty).

В рамках гранта Федеральной целевой программы в 2009 году организовал и провел всероссийскую научную школу для молодых ученых «Медиаобразование и медиакомпетентность». Неоднократно участвовал в оргкомитетах или программных комитетах международных конференций по тематике медиакультуры и медиаобразования (в том числе, проведенных за рубежом). Неоднократно входил в оргкомитеты и программные комитеты международных конференций по медиакультуре, имеет опыт организации международных конференций.

24 сентября 2019 года А.В. Федоров первым из российских медиапедагогов получил почетную международную награду «Глобальная медиа и информационная грамотность — 2019» (Global Media and Information Literacy Award — 2019). Эта награда ежегодно присуждается при участии ЮНЕСКО за выдающиеся достижения и руководящую роль в области информации и медиа, исследователям медиакультуры, педагогам, творческим работникам, активистам, ассоциациям и другим группам, инновационным образом интегрирующим медиа и информационную грамотность в свою работу и связанные с ней мероприятия

Индекс цитируемости Хирша = 29. Входит в первую тройку списка 100 самых цитируемых российских ученых по тематике массовых коммуникаций России, составленный на основании РИНЦ – Российского индекса научного цитирования.

Руководил исследованиями при финансовой поддержке следующих грантов: грант Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России» (2003—2005), гранты Министерства образования и науки Российской Федерации (1997—2008), Российского научного фонда (2017 — 2019), Российского фонда фундаментальных исследований (2018—2020), Российского гуманитарного научного фонда (1999—2012) Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2002), гранты зарубежных фондов. В 2016 году получил награду Socios de Honor (Испания). Работал в ряде российских и зарубежных университетов, был членом жюри на нескольких международных кинофестивалях, выступал с докладами на конференциях ЮНЕСКО (1999, 2005, 2007), Совета Европы (2002, 2007), ООН (2008) и др.

Основное место работы – должность, полное наименование организации (сокращенное название организации)

профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет»

Область научных интересов – ключевые слова

медиакультура, медиакритика, медиаобразование, английский язык, медиатекст, медиакомпетентность, медийная политология, киноведение.

Перечень основных публикаций за пять лет

Статьи в научных журналах/сборниках:

  1. Федоров А.В. Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «мифы и реальность»: 1966-1989) // Медиаобразование, 2016, № 3. С. 75-131. (WoS). https://cyberleninka.ru/article/n/zapadnyy-kinematograf-v-zerkale-sovetskoy-kinokritiki-na-primere-tematicheskih-sbornikov-mify-i-realnost-1966-1989.
  2. Федоров А.В. Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода. М.: Директ-медиа, 2017. 175 c. Монография.https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=480147&contrast=1
  3. Fedorov, A. The application of hermeneutical analysis to research on the cold war in Soviet animation media texts from the second half of the 1940s // Russian Education and Society. (Scopus, Q3). 2015, 57-10, p. 817-829. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2016.1148951 ImpactFactor: 0,238. (перевод названия статьи:Применение герменевтического анализа в исследовании советских анимационных фильмов времен холодной войны второй половины 1940-х).
  4. Fedorov, A., Levitskaya A. The framework of media education and media criticism in the contemporary world: the opinion of international experts // Comunicar. 2015, 23-45, p. 107-115. DOI: http://dx.doi.org/10.3916/C45-2015-11. (WoS & Scopus - Q 1). Impact Factor: 2,838, журнал входит в число самых цитируемых научных журналов мира по тематике медиа и коммуникации. (перевод названия статьи: Структура медиаобразования и медиакритики в современном мире: мнения международных экспертов).
  5. Fedorov, A. The Western World in Soviet and Russian Cinema (1946–2016) // Russian Education & Society, 2017, 59:7-9, p. 319-464, DOI: 10.1080/10609393.2017.1413880. (Scopus, Q3). Impact Factor: 0,238. (перевод названия статьи: Западный мир в советском и российском кино (1946-2016).
  6. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova O., Mikhaleva, G. Professional Risk: Sex, Lies, and Violence in the Films about Teachers // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(2): 291-331. DOI: 10.13187/ejced.2018.2.291 (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3). (перевод названия статьи: Профессиональный риск: секс, ложь и насилие в фильмах про учителей).
  7. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova, O., Mamadaliev, A. Stereotypes of Teenagers’ Images in Audiovisual Media Texts about Schools and Universities // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(3): 458-464. DOI: 10.13187/ejced.2018.3.458 http://ejournal1.com/journals_n/1537452200.pdf (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3). (перевод названия статьи: Стереотипы образов подростков в аудиовизуальных медиатекстах о школе и вузе). http://ejournal1.com/journals_n/1537452200.pdf
  8. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova, O., Mamadaliev, A. School and University in Soviet Cinema of "Perestroika" (1986–1991) // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(1): 82-96. DOI: 10.13187/ejced.2018.1.82 (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3). (перевод названия статьи: Школа и вуз в советском кино эпохи перейстройки (1986-1991). http://ejournal1.com/journals_n/1521043609.pdf
  9. Fedorov, A., Levitskaya, A., Modern media criticism and media literacy education: the opinions of Russian university students // European Journal of Contemporary Education., 2016. № 2 (16). С. 205-216. DOI: 10.13187/ejced.2016.16.205 (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3). (перевод названия статьи: Современная медиакритика и медиаобразование: мнения российских студентов).http://ejournal1.com/journals_n/1467307915.pdf
  10. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova, O., Mamadaliev, A. Directions, Objectives, and Author's Concepts of Audiovisual Media Interpretations of School and University Theme in the Soviet Cinema of the "Thaw" Period (1956–1968) // European Journal of Contemporary Education, 6(3), p. 516-529. DOI: 10.13187/ejced.2017.3.516 (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3). (перевод названия статьи: Направления, цкели и авторские концепции аудиовизуальных трактовок темы школы и вуза в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968). https://elibrary.ru/item.asp?id=30394049
  11. Fedorov, A. Soviet film critics about soviet cinema: from censorship to Gorbachev's perestroika // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 213-277. (WoS). (перевод названия статьи: Советская кинокритика о советском кино: от эпохи цензуры до горбачевской «перестройки»). https://cyberleninka.ru/article/n/soviet-film-critics-about-soviet-cinema-from-censorship-to-gorbachevs-perestroika.pdf
  12. Fedorov, A. Polish cinema in the mirror of the soviet and Russian film critics // Медиаобразование. 2017. № 2. С. 220-239. (WoS). (перевод названия статьи: Польское кино в зеркале совесткой и российской кинокритики). https://cyberleninka.ru/article/n/polish-cinema-in-the-mirror-of-the-soviet-and-russian-film-critics `
  13. Федоров А.В. Cоветский кинематограф в зеркале журнала "Искусство кино" (на примере номеров юбилейного 1967 года) // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 143-159. (WoS). https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-kinematograf-v-zerkale-zhurnala-iskusstvo-kino-na-primere-nomerov-yubileynogo-1967-goda
  14. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova, O. The structural model of the contents of audiovisual media texts on school and university topic.Media Education. 2018. 56(1): 197-203. https://cyberleninka.ru/article/n/the-structural-model-of-the-contents-of-audiovisual-media-texts-on-school-and-university-topic (WoS). (перевод названия статьи: Структурная модель содержания аудиовизуальных медиатекстов на тему школы и вуза). https://cyberleninka.ru/article/n/the-structural-model-of-the-contents-of-audiovisual-media-texts-on-school-and-university-topic
  15. Федоров А.В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М.: Директ-медиа, 2017. 584 c. Монография. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=480148&razdel=54

Общее количество публикаций за последние пять лет: 440

Опыт участия и/или руководства научными проектами за последние пять лет:

  • 2014-2016 гг.: Проект № 14-18-00014 при финансовой поддержке Российского научного фонда - РНФ: "Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов" (основной исполнитель работ по проекту);
  • 2015 г.: Проект "Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном кинематографе звукового периода" (грант Министерства культуры РФ) (руководитель проекта);
  • 2017 - Проект «Трансформации образа Запада на советском и российском экранах» (руководитель проекта);
  • 2017-2019 гг.: проект по гранту Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов» (руководитель проекта);
  • 2018 гг. Проект «Образы Франции и французов на советском и российском экранах» (грант Министерства культуры РФ) (руководитель проекта).

По итогам всех этих исследований были опубликованы монографии/учебные пособия и серия статей в ведущих научных журналах (в том числе, входящих в Web of Science и Scopus).

Монографии/учебники, учебные пособия:

  1. Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015). Монография. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2015. 221 c.
  2. Федоров А.В. Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики. Монография. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 228 с.
  3. Федоров А.В. Медиакритика в России: творческие портреты [Текст] / Левицкая А.А., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Сальный Р.В., Горбаткова О.И., Челышев К.А. / Под ред. А.А. Левицкой. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 288 c.
  4. Федоров А.В. Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов [Текст] / Левицкая А.А., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Селиверстова Л.Н., Горбаткова О.И., Сальный Р.В. и др. // Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 574 с.
  5. Федоров А.В. Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере ежегодных тематических сборников «Экран»: 1964–1990). М.: Директ-медиа, 2017. 181 с.
  6. Федоров А.В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М.: Директ-медиа, 2017. 584 c.
  7. Федоров А.В. Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода. М.: Директ-медиа, 2017. 175 c. 8. Федоров А.В. Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа [Текст] / Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Михалева Г.В., Сальный Р.В., Шаханская А.Ю. // М.: МОО Информация для всех, 2018. 224 с.
  8. Федоров А.В. Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран [Текст] / Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В., Михалева Г.В., Сальный Р.В., Шаханская А.Ю. // М.: МОО «Информация для всех», 2018. 181 с.
  9. Федоров А.В. Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики [Текст] / Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В. И др.// М.: МОО «Информация для всех», 2019. 310 с. Издание второе, дополненное.
  10. Федоров А.В. Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов [Текст] / Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Михалева Г.В., Сальный Р.В., Шаханская А.Ю. И др. // М., 2019. 1839 с.
  11. Fedorov, A. School and university in the mirror of Soviet and Russian cinema. / Fedorov, A. V., Levitskaya A. A., O. I. Gorbatova // Moscow: ICO Information for All, 2017, 152 c.

Статьи в научных журналах:

  1. Федоров А.В. Образ Белого движения в отечественном киноискусстве 1940-1950-х годов // Crede Experto. 2015. № 3. (РИНЦ).
  2. Федоров А.В. Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «мифы и реальность»: 1966-1989) // Медиаобразование, 2016, № 3. С. 75-131. (WoS).
  3. Федоров А.В. Образ белого движения в зарубежном игровом кинематографе (1931-2015) // Медиаобразование. 2016. № 3. С. 56-74. (WoS).
  4. Федоров А.В. Образ белого движения в отечественном киноискусстве 1960-х -1980-х годов // Медиаобразование. 2016. № 1. С. 78-101. (WoS).
  5. Федоров А.В. Образ белого движения в российском игровом кинематографе на современном этапе (1992-2015) // Медиаобразование. 2016. № 2. С. 61-79. (WoS).
  6. Федоров А.В. Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики // Медиаобразование. 2016. № 2. С. 126-161. (WoS).
  7. Федоров А.В., Левицкая А.А. Медиаобразование и медиакритика: результаты анкетирования студентов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 6 (108). С. 89-109 (РИНЦ).
  8. Федоров А.В. Cоветский кинематограф в зеркале журнала "Искусство кино" (на примере номеров юбилейного 1967 года) // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 143-159. (WoS).
  9. Fedorov A. The application of hermeneutical analysis to research on the cold war in Soviet animation media texts from the second half of the 1940s // Russian Education and Society. 2015, 57-10, p. 817-829. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2016.1148951 (Scopus Q 3). Impact Factor: 0,238.
  10. Fedorov A., Levitskaya A. The framework of media education and media criticism in the contemporary world: the opinion of international experts // Comunicar. 2015, 23-45, p. 107-115. DOI: http://dx.doi.org/10.3916/C45-2015-11. (WoS & Scopus - Q 1). Impact Factor: 2,838, this is journal in the top of world media & communication journals.
  11. Fedorov, A. Soviet feature cinema in the mirror of the Soviet film critics (on the example of annuals "Screen" (1964-1990) // European researcher. Series A. 2016.№ 7 (108).С. 352-446. (РИНЦ).
  12. Fedorov, A., Levitskaya, A., Modern media criticism and media literacy education: the opinions of Russian university students // European Journal of Contemporary Education., 2016. № 2 (16).С. 205-216. DOI: 10.13187/ejced.2016.16.205 (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3).
  13. Fedorov, A. The Western World in Soviet and Russian Cinema (1946–2016) // Russian Education & Society, 2017, 59:7-9, p. 319-464, DOI: 10.1080/10609393.2017.1413880. (Scopus Q3). Impact Factor: 0,238.
  14. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova O., Mikhaleva, G. Professional Risk: Sex, Lies, and Violence in the Films about Teachers // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(2): 291-331. DOI: 10.13187/ejced.2018.2.291 http://ejournal1.com/journals_n/1528369537.pdf (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3).
  15. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova, O., Mamadaliev, A. Stereotypes of Teenagers’ Images in Audiovisual Media Texts about Schools and Universities // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(3): 458-464. DOI: 10.13187/ejced.2018.3.458 http://ejournal1.com/journals_n/1537452200.pdf (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3).
  16. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova, O., Mamadaliev, A. School and University in Soviet Cinema of "Perestroika" (1986–1991) // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(1): 82-96. DOI: 10.13187/ejced.2018.1.82 http://ejournal1.com/journals_n/1521043609.pdf (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3).
  17. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova, O., Mamadaliev, A. Directions, Objectives, and Author's Concepts of Audiovisual Media Interpretations of School and University Theme in the Soviet Cinema of the "Thaw" Period (1956–1968) // European Journal of Contemporary Education, 6(3), p. 516-529. DOI: 10.13187/ejced.2017.3.516 (WoS & Scopus). (Scopus - Q 3).
  18. Fedorov, A., Levitskaya, A., Gorbatkova, O. The structural model of the contents of audiovisual media texts on school and university topic.Media Education. 2018. 56(1): 197-203. https://cyberleninka.ru/article/n/the-structural-model-of-the-contents-of-audiovisual-media-texts-on-school-and-university-topic (WoS).
  19. Fedorov, A.Film Love, Simon (2018) as a Gay Manifesto in Cinema on School Theme // Media Education (Mediaobrazovanie), 2018, 58(3): 32-38.
  20. Fedorov, A. Nazisploitation Films: Hermeneutic Analysis // Journal of International Network Center for Fundamental and Applied Research. 2018. 5(2): 53-61. DOI: 10.13187/jincfar.2018.2.53
  21. Fedorov, A. Russian Cinema: A Very Short Story // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 2018. 5(2): 82-97. DOI: 10.13187/zhmnp.2018.2.82
  22. Fedorov, A. Sparta as a Digest of School Life Problems, Represented in the Movie World // Media Education (Mediaobrazovanie), 2019, 59(1): 23–29.
  23. Fedorov, A., Levitskaya, A. Synthetic Media Education Model Used in Commonwealth of Independent States (CIS) // Media Education (Mediaobrazovanie), 2019, 59(1): 30–36.

 

Контактная информация
   

Виртуальная экскурсия по Таганрогскому институту имени А.П. Чехова

Электронная информационно-образовательная среда


Мы в социальных сетях:

ВКонтакте
СНО
Студенческий Совет
Профком обучающихся
СОЛ "Ивушка"
Профсоюз работников института
Волонтёрский отряд «БлагоТвори»
Одноклассники
Подготовительные курсы
 
 
лучшие из лучшихвсе лучшие сразу
наша гордость — лучшие студенты