Таганрогский государственный педагогический институт
                   
   

общественная
приемная

 

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

ЛАБОРАТОРИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Мищенко Вера Ивановна

Заведующая учебной лабораторией практической и экспериментальной психологии

Мищенко Вера Ивановна
аудитория № 320
доцент
раб. тел.: (8634) 60-14-51
E-mail: ivanovna27@rambler.ru
Общий стаж работы: 26 лет.
Стаж работы по специальности: 22 года.

Образование:
2021 г. – окончила аспирантуру ТИУиЭ (направление подготовки «Педагогическая психология», квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»).

2017 г. – с отличием окончила РГЭУ (РИНХ) (магистерская программа «Юридическая психология»).

2003 г. - профессиональная переподготовка в Таганрогском институте управления и экономики по специальности «Психология» с присвоением квалификации – «психолог-консультант» с правом ведения профессиональной деятельности в сфере прикладной психологии.

1999 г. – с отличием окончила ТГПИ (специальность «Филология», квалификация «Учитель русского языка и литературы»).

Повышение квалификации:

2007 г. – повышение квалификации в Южном федеральном университете по направлению «Современные подходы в управлении качеством образования».

2008г. – повышение квалификации в Волгоградском государственном педагогическом университете (на межрегиональном тренинге тьюторов по программе «Intel»).

2008 г. – повышение квалификации на ФППК и ППРО ТГПИ (по программам «Актуальные вопросы педагогики и психологии», «Организация работы психологической службы в вузе», «Команда и командообразование», «Технология разрешения конфликта», «Психолого-педагогический портрет студента», «Студенческий психологический клуб», «Социально-психологический тренинг» и курсам по общеменеджерским и педагогическим навыкам для углубленного изучения проблем по работе с молодежью по программе «Метод Херго. Схема Мейера»).

2012г.- плановая стажировка на кафедре психологии личности (факультет психологии и социальной педагогики ТГПИ имени А.П. Чехова).

2017 г. – повышение квалификации в ООО «Международный центр консалтинга и образования «Велес»» по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в рамках ФГОС» (г. Таганрог).

2017 г. – повышение квалификации в ФГАОУ ВО «ЮФУ» по программе «Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования» (г. Ростов-на-Дону).

2020 г. – обучающие онлайнкурсы Института практической психологии Ольги Гаркавец (Москва/Киев): «Арт-терапия для себя и клиентов», «Метафорические карты для начинающих и продвинутых», «МАК: пошаговая инструкция к применению».

2020 г. – повышение квалификации в ФГАОУ ВО «ЮФУ» по программе «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» (г. Ростов-на-Дону).

2021 г. – повышение квалификации в Международном центре консалтинга и образования «Велес» по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в рамках ФГОС» (г. Таганрог)

2021 г. – «Тренды цифрового образования», VIII Зимняя школа преподавателя-2021 (образовательная платформа ЮРАЙТ, г. Москва).

2021 г. - повышение квалификации в ФГАОУ ВО «ЮФУ» по программе «Использование специальных программно-технических средств в процессе обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ» (г. Ростов-на-Дону).

Преподаваемые дисциплины:

  • Организация психологической службы
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
  • Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
  • Психологическая коррекция
  • Тренинг командообразования и лидерства
  • Тренинг личностного роста
  • Основы социально-психологического тренинга
  • Педагогическая психология
  • Психологическая служба в образовании
  • Зоопсихология и сравнительная психология
  • Психологическая коррекция
  • Психология виктимного поведения и его профилактика
  • Учебная практика.

Область научных интересов:

  • психология виктимизации и виктимного поведения
  • социальная психология
  • психологическое сопровождение образовательного процесса
  • интерактивные методы обучения
  • качество высшего образования
  • цифровизация образования (психологический аспект)

Научная деятельность:

В.И. Мищенко опубликовано порядка 60 научных работ, в том числе статьи Scopus, ВАК, учебное пособие с грифом УМО ВО. Ежегодно принимает участие во всероссийских и международных научных конференциях. Координатор ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения» и членом редколлегии сборника научных трудов конференции.

С 2002 года по настоящее время – руководитель научного студенческого кружка «Клуб Активной Психологии». Под руководством В.И. Мищенко студенты неоднократно становились призерами научных конкурсов, олимпиад и конференций, имеют научные публикации.

Наиболее значимые публикации:

  1. Мищенко В.И. Социально-психологический тренинг в онлайн-формате: подготовка и проведение// Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. № 1. – С. 71-76.
  2. Makarova E.A., Makarova E.L., Mishchenko V.I. Phenomena of Loneliness and Fear Caused by the Mass Media Threat in the Situation of COVID-19 Pandemic//International Journal of Media and Information Literacy, 2021, 6(1): 151-160.
  3. Макарова Е.А., Мищенко В.И., Петрова Е.Г. Профилактика виктимного поведения методами арт-терапии//Национальное здоровье, 2021, №3.
  4. Холина О.А., Казанцева Е.В., Мищенко В.И. Основы психологической компетентности в профессиональной деятельности следователя: учебное пособие для вузов/О.А. Холина, Е.В. Казанцева, В.И. Мищенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 204 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный
  5. Мищенко В.И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам// Педагогика и психология образования. 2020. №1. – С.208-218.
  6. Нарады:

    • Благодарность руководителей регионального инклюзивного форума прикладного творчества и искусства «Парнас» (г. Ростов-на-Дону, 2022)
    • Благодарственное письмо Управления образования Неклиновского района Ростовской области (Приказ №379 от 30.05.2022)
    • Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Приказ от 14.04.2022 № 4-н
    • Благодарственное письмо Комитета по молодежной политике Ростовской обл. (2021 г.)
    • Благодарственное письмо Администрации ТИ имени А.П. Чехова за организацию и проведение летней оздоровительной кампании в СОЛ «Ивушка» (г. Таганрог, август, 2021 г.)
    • Грамота за активное участие в работе VII Всероссийской Ярмарки социально-педагогических инноваций (2020 г.)
    • Диплом победителя Всероссийского (с международным участием) конкурса для работников образовательных учреждений «Педагогический поиск» (2020 г.)
    • Благодарственное письмо за участие в работе VI Всероссийской Ярмарки социально-педагогических инноваций (2019 г.)
    • Благодарственное письмо Управления образования г. Таганрога (2019, 2017 гг.)
    • Благодарственные письма Администрации ТИ имени А.П. Чехова (ежегодно)
    • Благодарственное письмо Администрации Матвеево-Курганского района (2018 г.)
    • Благодарственное письмо Администрации ДСОЛ «Мир» (2018 г.)
    • Сертификат отличника ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант» (2017 г.)
    • Диплом I степени Всероссийского конкурса творческих и проектных работ «Семья и школа» (2017 г.).

    Скачать список научных работ Мищенко В.И.

    График работы: ПН-ПТ с 8.30 до 17.00 (перерыв с 12.30 до 13.00).

    Прием по личным вопросам: СР с 13.30 до 16.30

    План деятельности лаборатории на 2020-2021 уч.г.

    Задача лаборатории: Реализация программы психолого-педагогического сопровождения студентов и профессорско-преподавательского состава в рамках высшего образования.

    Мероприятия лаборатории

    Деятельность лаборатории представлена следующими направлениями:

    • Индивидуальные консультации
      • Консультирование студентов по вопросам обучения, личностного и профессионального самоопределения;
      • Консультирование по проблемам взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
      • Консультирование преподавателей, кураторов по оказанию помощи студентам-первокурсникам в адаптационный период;
      • Консультирование преподавателей и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
      • Консультирование лидеров студенческого самоуправления по вопросам формирования команды;
      • Консультирование по вопросам детско-родительских и супружеских отношений;
      • Консультирование студентов, преподавателей и сотрудников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
      • Консультирование студентов, разочаровавшихся в выбранной специальности;
      • Консультирование студентов по итогам индивидуальной социально-психологической диагностики;
      • Консультирование старост учебных групп по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в группе.
    • Психологическая диагностика
      • индивидуальная;
      • групповая.

    Сферы запросов тестирования

    • Личностные особенности (темперамент, характер, ценности, уровень самооценки)
    • Деловые качества (стиль руководства, стратегии в межличностном общении, лидерские и организаторские способности)
    • Особенности мотивации (в профессиональной деятельности, в личностной сфере)
    • Профессиональные качества (личностные особенности человека в профессиональной деятельности)
    • Особенности психологического климата в коллективе

    Образовательные программы: семинары-тренинги, мастер-классы

    В тренингах могут принять участие студенты с 1 по 5 курс, а также сотрудники и преподаватели.

    • Тренинг по тайм- и стресс-менеджменту
    • Тренинг самопрезентации
    • Тренинг уверенного поведения
    • Тренинг эффективной коммуникации
    • Тренинг делового общения (в том числе, общения при трудоустройстве)
    • Тренинг лидерства
    • Тренинг групповой сплоченности
    • Тренинг креативности
    • Индивидуальные программы по запросам администрации института и факультетов, кураторов студенческих групп
      • школа психологического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективной коммуникации, семинары по основам психологических особенностей студентов, релаксационные тренинги);
      • тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения;
      • помощь в адаптации первокурсников к условиям вузовского образования;
      • работа со студентами, проживающими в общежитии (профилактика конфликтов, консультации по вопросам, связанным с адаптацией и жизнью в общежитии).
    • Работа со студенческим активом
      • тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование педагогических навыков и умений, навыков партнерского общения и навыков уверенного поведения);
      • тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний);
      • имидж-классы (например, «Современный учитель»);
      • Проведение диагностики студентов, направляемых на работу в летние детские лагеря (выявление лидерских качеств, коммуникативных навыков, стрессоустойчивости, работоспособности и др.).
    • Работа со студентами «группы риска»
      • Диагностика студентов с целью выявления «групп риска» по различным направлениям (зависимости, повышенная тревожность, недостаточность познавательных процессов, личностные проблемы);
      • Психолого-педагогическое сопровождение студентов «групп риска»;
      • Посредничество в деловых конфликтах;
    • Информационно-просветительская работа:
      • проведение публичных лекций по востребованным проблемам для студентов и сотрудников;
    • Клуб Активной Психологии

    Его цель – организация внеаудиторной работы студентов, желающих исследовать вопросы психологической направленности.

    Спектр рассматриваемых тем достаточно широк: психология личности («Я-концепция», психология креативности, психология лидерства, саморегуляция состояний); психология межличностного общения (навыки коммуникации, барьеры общения, фасцинация); психология социальных отношений (стереотипы восприятия, внушение и убеждение в группах) и многие другие.

    Занятия проводятся два раза в месяц; в весенне-летний период ряд занятий проводится вне аудитории; продолжительность каждого занятия 3 астрономических часа; методы тренинга различны (мини-лекции, дискуссии, ролевые игры, групповая динамика, метод инцидентов, метод кейсов). В работе используется видеоматериал (просмотр тематических фильмов по изучаемым вопросам). Проводится множество диагностических методик. Участники получают задания для индивидуального домашнего исследования, что позволяет отработать навыки научно-исследовательской работы.

    Студенты, посещающие занятия больше года, получают возможность попробовать себя в качестве со-ведущего, что дополнительно развивает навыки общения, в том числе и профессионального, навыки самоорганизации и повышает учебную мотивацию.

    В рамках работы лаборатории подготовлена диагностико-развивающая и профилактико- образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа для студентов, прибывших с Юга-Востока Украины. Предлагаемая программа ориентирована на адаптацию студентов к новым условиям обучения и новой социальной среде, наиболее полное раскрытие личностного потенциала студентов, на формирование и развитие у обучающихся социально - психологических умений и навыков, развитие креативности.

    Специализированная аудитория, оснащенная специальным оборудованием:

     

    • устройством психофизиологического тестирования УПФТ-1/30-«Психофизиолог» и модулем психомоторных тестов.
    • «Персональное рабочее место психолога» (ПРМП) в комплекте с интерфейсным блоком ИБ-3.1 и программой для расширенной апостериорной обработки информации.

    С 2014 года с целью популяризации психологической науки проводится Неделя психологии. В рамках мероприятий проходят круглые столы, мастер-классы, открытые лекции, тренинги для студентов и сотрудников, научные и творческие конкурсы, выставки, предметные олимпиады и многое другое.

    В рамках психологического взаимодействия «вуз-школе» лабораторией разработан и осуществляется проект «ЕГЭ без стресса!» для обучающихся 9 и 11 классов и их родителей.

    Тренинг и мастерская проводятся с 2014 года как в школах г. Таганрога, так и в школах районов Ростовской области (Матвеево Курганском, Целинском, Неклиновском). Также тренинг проводился для школьников СОШ № 47 и лицеистов МАОУ лицей №14 «Экономический» в рамках программы «РГЭУ (РИНХ) – школе».

    Тренинг для старшеклассников «ЕГЭ (ОГЭ) без стресса!»

    Цель тренинга – повышение качества жизни путем управления стрессовыми ситуациями (в частности, ситуации сдачи ЕГЭ (ОГЭ)).

    Задачи тренинга:

    • научиться выявлять симптомы стресса;
    • сформировать умение классифицировать стрессовые ситуации;
    • отработать техники профилактики и оптимизации стресса;
    • научиться противостоять стрессу, восстанавливать работоспособность, физические и душевные силы, предупреждать потерю мотивации;
    • воспринимать любые обстоятельства, адекватно реагируя на них.

     

    Формы работы: диагностика, мини-лекция, мини-дискуссия, упражнения (на формирование стрессоустойчивости, улучшение работоспособности, снятия мышечного напряжения).

    Продолжительность тренинга – 1,5 часа

    При продолжительности занятий 5 часов тренинг включает следующие развернутые блоки

     

    1. Экспресс-диагностика+ индивидуальные рекомендации
    2. Тренинг уверенности в себе
    3. Улучшение памяти, внимания
    4. Повышение работоспособности, тайм-менеджмент
    5. Релаксация и снятие напряжения, обучение приемам саморегуляции в стрессовой ситуации

     

    Психологическая мастерская для родителей старшеклассников «ЕГЭ (ОГЭ) без стресса!»

    (Материалы психологической мастерской отмечены Дипломом Iстепени на Всероссийском конкурсе творческих и проектных работ «Семья и школа» (2017 г.).

    Цель мастерской – выработка у родителей старшеклассников навыков психологической поддержки ребенка во время сдачи ЕГЭ (ОГЭ), а также профилактика экзаменационного стресса.

    Задачи мастерской:

     

    • научиться выявлять симптомы и причины экзаменационного стресса;
    • отработать техники профилактики и оптимизации стресса;
    • выработка новых навыков внутрисемейного взаимодействия в связи со сдачей ЕГЭ.

     

    Формы работы: мини-дискуссии, индивидуальная работа, работа в микрогруппах, мозговой штурм, упражнения, ролевые игры.

    Продолжительность тренинга – 1,5 – 2 часа

    Тренинг и мастерскую проводит заведующий учебной лабораторией практической и экспериментальной психологии, доцент кафедры психологии Вера Ивановна Мищенко.

   

Виртуальная экскурсия по Таганрогскому институту имени А.П. Чехова

Электронная информационно-образовательная среда


Мы в социальных сетях:

ВКонтакте
СНО
Студенческий Совет
Профком обучающихся
Одноклассники
YouTube
Анонсы научных мероприятий Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения
 
 
лучшие выпускникивсе лучшие сразу
наша гордость — выпускники нашего института